Поиск:
17:21, 28 июня 2017, среда
Версия для слабовидящих
Главная » События » Интервью » Историческому танцу все возрасты покорны

Историческому танцу все возрасты покорны

Руководитель клуба «Pas de cоtе» Анна Кузнецова раскрыла секреты бальной культуры, рассказала о стоимости костюмов и тонкостях создания исторического наряда, а также развеяла популярный миф - «Парни не танцуют».

«Главное в танцах - общение между людьми»

- Анна, вашему клубу исторического танца уже не один год и часть этого времени вы провели в стенах центра культуры «Верх-Исетский». К сожалению, мало кто знает о вашем существовании среди горожан, хотелось бы исправить эту ситуацию. Расскажите, чем занимается ваш клуб?

- Наш клуб исторических танцев называется «Pas de cоtе» [Па де котэ], что с французского означает движение между танцующими людьми параллельно друг другу. Это название мы позаимствовали из танцевальных терминов XIX века. Здесь есть свой смысл - параллельно современной жизни мы делаем что-то еще, развиваем клуб исторического танца, который существует рядом с нынешней реальностью и тоже живет активной жизнью. Это довольно сложная связь, но она есть. Основа нашей деятельности – это изучение подлинных социальных танцев, которые танцевали в Европе и России на балах и ассамблеях в XVI – XIX веках. Для их изучения у нас проводятся еженедельные занятия, на которых мы разбираем как базовые, так и сложные шаги, работаем над осанкой и корпусом тела, разучиваем схемы танцев. Помимо танцев мы обучаем наших учеников этикету, истории костюма, разбираем вопросы создания исторического образа, смотрим фильмы, проводим практические мастер-классы по шитью бальной одежды. Как видите, тема наших интересов охватывает разнообразные области.

- Какие именно танцы составляют основу в программе вашего клуба?

- Больше всего в нашей программе танцев с балов XIX века - это вальсы, польки, галопы, марши, кадрили, контрдансы, полонезы и мазурки. Но вместе с тем, мы уже успели научиться танцам других эпох. Например, XVI век - танцы средневековья, XVIII век - танцы эпохи Барокко, и начало XX века - эпоха Модерн. К XIX веку мы также относим такое направление как ШКД - это шотландские контрдансы, которые тоже присутствуют в нашей программе. Все танцы перечисленных веков можно объединить в одно название - социальные танцы. То есть, это танцы не для сцены, не для выступлений. Мы не выращиваем актеров или спортсменов. У нас не проходят никакие соревнования и кубков мы нигде не можем взять, потому что их не существует. Главное в социальных танцах - общение между людьми. Важно, как кавалер взял руку своей дамы, как они посмотрели друг другу в глаза и так далее. И даже хореографическая точность здесь не имеет какого-то главенствующего значения.

Нужна ли аристократическая атмосфера?

- Расскажите, как вы попали в центр культуры «Верх-Исетский»?

- Изначально мы базировались в стенах Уральской государственной архитектурной академии, где нам для занятий выделили зал столовой, за что мы им бесконечно благодарны. Эти моменты мы всегда вспоминаем с улыбкой, потому что мы приходили вечерами и наше занятие начиналось с перестановки столов, стульев, кругом витал запах еды. Атмосфера была, конечно, своеобразная. Но не только это создавало неудобства. Например, пол в помещении был каменный, а для танцев он должен быть податливый - хоть немного пружинить. Тут же нам приходилось очень аккуратно танцевать, что бы не «повыбивать» себе колени. В таких условиях мы просуществовали год. Затем в этой столовой начали делать ремонт, другого помещения не нашлось и нам пришлось покинуть академию. На тот момент мы уже успели познакомиться с центром культуры «Верх-Исетский». Случилось это в ходе проведения международного проекта «Dance and travel», который наш клуб организовывал в Екатеринбурге.

- Насколько сильно оформление центра культуры помогает в тренировках и проведении балов? Ценится ли историческая обстановка?

- Сто раз - да! Когда мы делаем бал, в первую очередь все решает помещение. Невозможно сделать исторический бал в спортивном зале или в офисном помещении, даже если люди будут полностью соблюдать бальный дресс-код в старинном стиле. Когда я впервые зашла в центр культуры «Верх-Исетский», то сразу же поняла - я хочу здесь находиться, проводить тренировки и мероприятия! Все эти колонны, резные балкончики, перила, шикарные люстры – всё создаёт нужную аристократическую атмосферу. Несмотря на то, что здание построено в 20 веке, все равно его антураж очень вдохновляет, способствует погружению в старину. Мы здесь сделали уже три больших бала в историческом стиле и будем продолжать их организовывать в этих стенах.

Интернет – не помощник

- Все-таки интересно, откуда же вы черпаете свои знания? Вряд ли в Интернете есть адекватные подлинные источники, чтобы можно было ограничиться только ими.

- Чтобы научиться нашим танцам, данных из Интернета, конечно же, недостаточно. А уж собрать из них базу для преподавания - тем более. В наше время есть люди, которые не просто изучают тему европейских балов - в этой области они стали профессионалами. Сразу хочется сказать, что современники не просто хореографы, которые сочинили с нуля какое-то подобие исторического танца. Нет. Например, мы больше всего общаемся с итальянской школой исторического танца Societa di Danza, преподавателем которой является Фабио Моллика, и со школой Стенфордского Университета из США, которой руководит Ричард Пауэрс. Эти люди на протяжении более сорока лет изучают историю европейских балов по сохранившимся книгам, манускриптам и историческим очеркам. Мы не берем свои знания откуда-то из Интернета и не выдумываем танцы сами. Мы контактируем с опытными иностранными танцмейстерами, как, например, Фабио и Ричард.

Мы уже два раза ездили на обучение в Италию, ездили на обучение в Чехию. Да и сами иностранные преподаватели не раз были в России - на мастер-классах, куда мы неоднократно выезжали. То есть мы обучаемся непосредственно у этих специалистов, получаем нужную базу и затем передаем уже нашим ученикам. Главное понимать, что у нас серьезное предприятие, основанное на подлинных данных. Если мы рассказываем, по какой схеме и на какой технике танцуется конкретный танец, или погружаем учеников в пространство бала XIX века, то знаем, на какие данные можем опереться или сослаться. Стоит отметить, что Фабио и Ричард не единственные люди в этой сфере, с которыми мы контактируем. Мы также занимаемся с преподавателями из Англии, Германии, Чехии и Франции и, конечно же, России.

- А что еще, помимо физической активности, исторические танцы дают участникам вашего клуба?

- Наши танцы открывают больше возможностей для саморазвития. Например, мне всегда хотелось иметь в жизни некое многогранное занятие для души. И я с детства занималась в разных творческих кружках, искала то, что меня затянет. Но все это было слишком узкоспециализированным. Увлечение же историческими танцами наоборот - словно большой паззл объединяет различные творческие направления. Работа над пластикой и координацией своего тела, развитие музыкального слуха, шитье прекрасных бальных нарядов по историческим выкройкам, путешествия в другие города и страны, развитие знаний в сфере иностранных языков, чтение интересной литературы - каждый находит для себя наиболее интересную тему. А самый большой подарок, который получают все, кто начинает заниматься социальными танцами – это знакомство с огромным количеством интересных людей!

Об исторических танцах в Европе

- Когда вы начинали, удалось ли набрать учеников сразу или пришлось ждать какое-то время, пока вы не стали популярнее?

- Когда мы запланировали первый набор учеников, конечно, еще никто о нас не знал. Тогда мы решили, что, если на первый день открытых дверей придет 5-10 человек - это будет успех. В итоге пришло 25 человек. Мы были в приятном шоке, и мы никак не рассчитывали на такой большой интерес со стороны горожан. Конечно, не все люди остались, но у нас после первого набора сформировалась довольно многочисленная группа, с которой уже можно было работать. Набор мы проводим раз в полгода, и сейчас на открытый урок приходит до 50 человек.

- А средний возраст у желающих какой?

- Примерно от 18 до 45 лет. Но, на самом деле, этому движению подвластен любой возраст. Главное - желание. Да, в России так сложилось, что историческими танцами интересуются молодые люди. Они действительно понимают свое желание участвовать во всем этом, их за ручку к нам никто не приводил. Но есть интересный момент - все, кто занимается историческими танцами в Европе - это люди от 45 лет и старше. Молодежи в этом движении за границей очень мало. И эти люди, часто пенсионного возраста, сильно удивляются, когда из России на какой-нибудь фестиваль приезжают танцоры в возрасте до 40 лет. Мы на их взгляд чуть ли не дети. Ну, а мы, в свою очередь, удивляемся в обратную сторону. Видимо, у них такими вещами начинают интересоваться с выходом на пенсию, потому что надо себя как-то занимать. Это еще один показатель - для того, чтобы заниматься историческими танцами, не надо иметь хореографическую подготовку. Эти танцы подвластны всем!

Сколько вкладывать в костюм?

- С начальным уровнем подготовленности все ясно, но, наверное, есть другие нюансы участия в этом движении? Например, придется обзавестись историческим костюмом, а это, наверняка, дорогое удовольствие.

- Конечно, бал невозможно посетить без бальной одежды как для кавалеров, так и для дам. Но! Приходя заниматься в клуб, можно заранее определить для себя несколько уровней участия. Первый уровень – это посещение тренировок и работа над пластикой своего тела без балов. На втором уровне можно посещать танцевальные вечера на свободные темы, одежду для которых можно найти в современном гардеробе. Можно участвовать в таких вот легких мероприятиях и не переживать за историчность своего облика. А вот третий уровень - это сам бал! Для него приходится «шиться» - самостоятельно или у наших мастеров. Мы всегда за то, чтобы в изготовлении бальной одежды XIX века был не просто театральный подход - лишь бы платье было похоже на историческое и ладно. Мы все-таки за полный комплект наряда, который воссоздаем, опираясь на картины того времени и исторические выкройки.

Если у дамы был корсет, панталончики, сорочка, нижняя юбка, верхняя юбка, сам лиф платья - все это должно присутствовать в наряде для бала. Полный комплект делается не из-за нашей вредности, а потому что именно это позволяет еще сильнее погрузиться в эпоху. Надевая на себя все эти слои одежды, глубже понимаешь движения танца и свои возможности в этом движении. Например, как сильно можно поднять руку в платье определенного кроя. Одежда сама подсказывает как двигаться.

Сколько вкладывать в костюм? Тут нет предела. Кто-то может ограничиться 3 000 рублей, а кто-то может купить ткань, метр которой стоит 10 000 рублей. Но надо понимать, что костюм - это не значит дорого. Главное, чтобы наряд был исторический. Я сразу скажу, что из современных тканей можно найти достойный недорогой вариант, который будет просто идеально подходить под ту или иную эпоху. Конечно, в столице совершенно другой уровень. Там есть люди, которые могут купить для бала антикварную тиару за несколько тысяч евро. 

- Раз уж мы затронули тему кавалеров в историческом танце... Существует стереотип, что балы – это развлечения для девушек. Но насколько я поняла, к вам и парни приходят?

- Действительно, есть мнение, что балы - это праздник для девушек-Золушек, которые красуются своими туфельками перед друг другом. Не знаю, почему такое впечатление сложилось, но это не так. Для нас бал - это огромное пространство, где правят мужчины, и они, погружаясь в эту атмосферу, прекрасно это чувствуют. А еще кавалеры, нарядившись во фрак, неосознанно начинают себя вести более мужественно, проявляют галантность, какую в обычной жизни у них не увидишь. Самое интересное, позже замечаешь, что эта галантность неосознанно начинает выходить за пределы нашего клуба - в повседневность. Парни продолжают соблюдать этикет вне занятий и балов, и это очень радует. Ну, а дамы на балу - это украшение таких мероприятий, красота и невинность.

© 2002 - 2017 Администрация г.Екатеринбурга
© 2002 - 2017 Официальный портал г.Екатеринбурга
Яндекс.Метрика

Главные новости города